В 2017 году исполняется 200 лет со дня рождения великого талантливого
писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого.
В этом видеоуроке мы поговорим об известном русском поэте и писателе А.
К. Толстом; сделаем краткий обзор его творчества; порадуемся тому, что в
русской литературе был такой талантливый человек.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
Пожалуй, нет такого человека в нашей стране, который бы
с детства не знал этих строк. А вот автора их даже взрослые не всегда
назовут. С одной стороны, прекрасно, что стихи знают — значит, они стали
народными. Но с другой, автор заслужил, чтобы знали и его имя.
Написал это прекрасное стихотворение Алексей
Константинович Толстой. Он был первым из прославленной триады Толстых —
людей, близких по крови и по таланту. Каким же был этот человек?
Толстой происходил из древнего рода. Отец в воспитании
сына участия не принимал, т. к. родители разошлись буквально сразу же
после рождения мальчика. Мать увезла сына в имение своего брата Алексея
Перовского.
Алексей Алексеевич Перовский любил сестру и маленького
племянника. Будучи богатым и одиноким человеком, он ничего не жалел для
них.
Но Алексей Перовский был не просто дядей. Он был известным писателем Антонием Погорельским.
Он дружил с Жуковским, Тургеневым, Вяземским, Пушкиным, Рылеевым
и многими другими известными поэтами и писателями своего времени.
Они гостили у него, он ездил к ним. Алёша с детства
привык к такому обществу. Именно для мальчика была написана дядей
ставшая общелюбимой сказка «Чёрная курица, или Подземные жители».
Многие ли племянники могут похвастать такими подарками? Но дядя сделал
Алёше и ещё один подарок, который до конца дней племянника играл в его
жизни очень важную роль.
Правда, подарок этот сделал не совсем дядя. Василий
Андреевич Жуковский, воспитатель цесаревича Александра, познакомил Алёшу
со своим воспитанником. Но представил-то племянника Жуковскому Алексей
Перовский.
Дружба поэта Толстого и царя Александра Второго
отмечалась не только взаимной привязанностью, но и успешной карьерой
и наградами Толстого. Ну, и, разумеется, никаких преград не имелось для
появления в печати книг Толстого.
Впрочем, это-то как раз и не играло сколько-нибудь
заметной роли в литературной деятельности писателя. Его талант, всеобщий
интерес к его произведениям и без того всегда давали «зелёную улицу» практически всем творениям Толстого.
Поэт, писатель, драматург, переводчик…
А ещё Алексей Константинович Толстой — один из зачинателей произведений ужасов в русской литературе. Его повести «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет» и по сей день внушают страх. Но и привлекают к себе читателей — так живо и убедительно они написаны.
Но всё-таки прежде всего Толстой известен как поэт.
В его стихах тонкий лиризм природы и набатный звон исторических событий,
нежность любви и горячий патриотизм, напевность былин и трепет мистики,
юмор и жгучая сатира на недостатки общества.
Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мёд и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!
Прозаических произведений у Толстого немного. Самое известное из них — это роман «Князь Серебряный».
Большой знаток русской истории, писатель правдиво изобразил времена
царствования Ивана Грозного. Страшная опричнина, бесправие как простых
людей, так и знати перед волей царя и его приближённых.
Когда Толстой в Зимнем дворце читал роман в присутствии
царской семьи, императрица Мария Александровна подарила ему золотой
брелок в виде книги: на одной стороне славянской вязью выведено «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного».
Толстой увлекался мистикой, читал книги, посещал сеансы спиритизма. Неудивительно, что из-под его пера вышли такие повести, как «Упырь», «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет».
Любовь, романтика, тайны, ужасы, проклятия, вампиры и способы борьбы с ними — всё это есть в названных повестях.
Повести Толстого даже и сейчас читать интересно и даже страшновато.
Как уже было упомянуто, Алексей Толстой хорошо знал
русскую историю. Он много работал в архивах, изучая документы давних
эпох. Его драматическая трилогия тоже имеет исторический сюжет. Названия
говорят сами за себя: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», "Царь Борис".
Толстой получил прекрасное образование. Он знал
несколько языков и переводил стихи Джорджа Байрона, Иоганна Гёте,
Генриха Гейне, Виктора Гюго, а также народные стихи и баллады.
И, конечно же, говоря об Алексее Толстом, нельзя не сказать о его сатирических стихах. Знаменитый Козьма Прутков, созданный Толстым совместно с его двоюродными братьями Жемчужниковыми, и по сей день даёт афоризмы на все случаи жизни.
Никто не обнимет необъятного.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют.
Единожды солгавши, кто тебе поверит?
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
Толстой высмеивает глупость, жадность, приспособленчество, угодливость, пресмыкательство перед начальством.
И вершина сатиры — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
Взяв эпиграфом слова из «Повести временных лет» «вся земля наша велика
и обильна, а наряда в ней нет», Толстой обыгрывает попытки властей
насадить этот самый порядок сначала на Руси, потом в России. Именно «насадить», привнеся в русскую землю обычаи иных земель.
Не отклоняясь от исторической правды, Толстой
сатирически показывает все сложности поиска порядка. И варягами,
и князем Владимиром, и Иваном Грозным, и Петром І, и другими
правителями.
Нужно ли комментировать эти строки? Жандармерия и политическая полиция в роли устроителей порядка…
Пародируя церковно-славянский стиль летописца Нестора, Толстой завершает свою поэму словами:
Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.
Составил от былинок
Рассказ немудрый сей
Худый смиренный инок,
Раб Божий Алексей.
Талант Алексея Константиновича Толстого многогранен. Сам
о себе Толстой писал: «Я один из двух или трёх писателей, которые
держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит
в том, что назначение поэта — не приносить людям какую-нибудь
непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень,
внушая им любовь к прекрасному…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.