Обо мне

Моя фотография

Преподаватель русского языка и литературы
Узбекистан

Глоссарий

          
 

Средства поэтической выразительности
Эпитет (греч. - приложение) - определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Метафора (греч. - «перенос», «переносное значение») употребление слова в переносном значении, словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению; скрытое сравнение.

Олицетворение -  особый вид метафоры – перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.

Инверсия (от лат. -  переворачивание, перестановка) - изменение обычного порядка слов в предложении для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла.

Перенос (франц.) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в другую, следующую за ней.

Анафора, или единоначатие - повторение  звуков, слова или группы слов в начале частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок. (Б. Пастернак)

Эпифора — (от греч.  повторение) - повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз),  единоокончание.
Кавказ

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,      
 
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,      
Люблю я Кавказ. 

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:     
  Люблю я Кавказ!..  
М.Ю. Лермонтов

 Аллитерация (от лат.) - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. Аллитерация  усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха.

Ассонанс (франц.- созвучие) - созвучие гласных звуков (преимущественно ударных).

Антитеза (от греч. - противоположение) - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий,
образов для усиления впечатления. Например: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог" (Г. Р. Державин) 

Гипербола (от греч. - преувеличение) - художественный приём, основанный на преувеличении: явлению приписывается какой-либо признак в такой мере, в какой оно им реально не обладает, например,  «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).

Литота (от греч. - простота) - художественный прием преуменьшения, противоположный гиперболе. Например, «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить», «талии, никак не толще бутылочной шейки».(Н.В.Гоголь)

Интонация (лат. - громко произношу), совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, тембра и других элементов речи. Интонация организует речь фонетически, является средством выражения



                  ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА



Гностическая деятельность - это проверка и оценка результатов педагогического процесса, анализ его хода и эффективности.
Организаторская деятельность - это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Проектировочная деятельность - это определение цели, задач, содержания педагогического процесса это замысел его протекания.
Педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическая технология - это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.
План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Форма педагогического процесса - это внешний вид, устройство педагогического процесса.
Метод- это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Прием - это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Цель -это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Задача - конкретное выражение цели.
Модель - образец( эталон, стандарт).
Концепция – совокупность ведущих идей, теоретических положений для освещения каких-либо видов деятельности, явлений.
Функциональная грамотность- умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.
Функции образовательного процесса - образовательная, развивающая, воспитательная.
Инновация- новообразование, обновление( появление новых форм или элементов чего- либо).
Новаторство- деятельность по внесению и осуществлению новых, прогрессивных идей, приемов в педагогическом процессе.
Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.
Учитель – лицо, занимающееся   преподаванием какого- нибудь предмета в школе.
Педагог – человек, профессионально занимающийся преподавательской деятельностью и воспитательной работой.
Требования к учителю – деловые качества, свойства личности, педагогическое мастерство.
Деловые качества – целеустремленность, организованность, требовательность, конкретность и деловитость в работе, последовательность и настойчивость в ней.
Свойства личности – гражданская позиция, моральная чистота, принципиальность, любовь к детям и педагогическому труду, педагогический такт, педагогический оптимизм, творческий подход к целям воспитания.
Педагогическая техника – форма организации поведения учителя.
Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими.
Формирование - становление личности под воздействием различных факторов
результат на данный момент.
Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний ,норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Объект – тот, на кого направлены мысли и действия.
Субъект – тот, кто познает, мыслит, действует.
Педагогика – наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс .
Искусство (педагогическое) – высокая степень педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Педагогические убеждения – совокупность педагогических знаний, осмысленных учителем, принятых им как истинные, вызывающие уверенность в правильности своих решений и готовность действовать в соответствии с ними.
Знания – понимание и сохранение в памяти фактов науки и вытекающих из них выводов, теорий, законов и других теоретических обобщений.
Умение – владение способами применять усвоенные знания на практике.
Педагогические умения
- гностические - умение анализировать содержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели.
- проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации;
- организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников;
- коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи;
мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников;
контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения ; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины;
адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации;
предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умение структурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.
Игра – свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений.
Игра деловая – метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений проектирования, исследовании. Виды: управленческие, исследовательские, учебные, производственные.

Мониторинг – форма организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации о том или ином объекте.
Планирование – функция управления, включающая в себя разработку плана на основе достоверной информации, а также процесс реализации намеченных мероприятий и контроль за их выполнением.
Психосберегающие технологии – совокупность приемов, методов, методик , средств обучения и подходов к образовательному процессу, в котором выполняются, как минимум , четыре требования:
            -учет индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типы памяти и т. д.
            -недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
            -обеспечение морально - психологического климата в коллективе, поддержание и укрепление психического здоровья детей;
            -обучение средством психической самозащиты.
Самостоятельная работа – метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебные задачи, проявляя усилие и активность. ( Л. Жарова)
Самостоятельная работа учащихся- это осуществление познавательной деятельности без непосредственной помощи и контроля учителя.( Л. Границкая)
Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.
Преемственность – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями на разных ступенях обучения.
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Качество образования – соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результат) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника.
Педагогические диагностики – количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений с помощью специально разработанных научных методов.
Эффективность процесса – результативность, полученная в ходе достижения цели.
Действенность процесса – получение продуктивного результата, который обязательно используется в другом процессе, в другом действии, кроме данного.
Менеджмент – специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека ( Ю. Конаржевский).
Адаптивная система обучения – это комплексная система управления обучением, которая гарантирует адаптацию к индивидуальным особенностям учащегося.
Присутствие технологии заявляет о себе:
-целеполаганием, четкой системой соподчиненных целей;
-заданностью общего результата;
-прогностичностью, предсказуемостью результатов;
-вариативностью способов организации процесса, возможностью выбора способа;
-возможностью индивидуального процесса обучения по темпу, уровню усвоения, сложности задания, т. е. обеспечение индивидуальной зоны ближайшего развития;
-постоянной обратной связью, имеющей  нетравмирующий  коррекционный характер;
 -целостностью и завершенностью педагогического процесса.
Обученность – уровень овладения  ЗУНами, способами деятельности.
Обучаемость – группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями
развитие, способность к научению.
Креативность – способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.( Фромм.)
Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Тест – задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений и навыков.
Рефлексия – способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Развивающее обучение – обучение,. в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Парадигма – исходная концептуальная идея, модель постановки и решения проблем.
Отметка – качественное и количественное выражение по заданной матрице ( шкале) учебной успешности школьников.
Оценка – суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Педагогическая компетентность – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Индивидуальное обучение – форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым отдельным учеником.
Индивидуализация обучения – такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Адаптация – приспособление к жизненной среде с целью выживания и преодоления ограниченной этой среды для осуществления программы саморазвития и самообеспечения.
Анализ – расчленение ( мысленное или реальное) объекта на элементы. Синоним научного исследования вообще. Метод исследования, который позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации.
Изучить – научно исследовать, познать, внимательно наблюдая.
Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении.
Распространить – сделать доступным, известным для многих.
Внедрить – ввести, укрепить в чем- нибудь.
Гипотеза – ( от греческого- основание, предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Эксперимент – ( от лат.- проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления общества.
Исследование – процесс выработки новых знаний,один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Гистограмма – столбчатая диаграмма, вид графического изображения количественного распределения по какому- либо признаку, обычно представляет собой совокупность смежных прямоугольников, построенных на одной прямой.
Толерантность – 1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к
людям или событиям.
ДРК – дни диагностики, регулирования и коррекции, проводимые в школах с целью рационализации процессов управления.
Контроль – это сравнение того, что есть, с тем, что должно быть, это проверка того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами.
Образовательная среда – совокупность специально организованных условий, процессов и социальных взаимодействий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на личность.
Обратная связь – это передача информации между взаимодействующими участниками педагогического процесса, это причинно-следственная детерминация действия каждого из них.
Ранжирование – способ оценки какой-либо величины, когда ее значению приписывается место в последовательности величин, определяемое при помощи порядковой шкалы.
Рейтинг – оценивание и нормирование информации об определенном субъекте процессов, явлений в образовательной системе.
Маркетинг -  (англ. markeming) – система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых ими товаров.
Культура - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности (культура труда, культура речи…) – степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.
Методическая культура – система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности ( идеологический ярус).
Методическая культура – освоенная учителем система содержания, способов, форм педагогической деятельности, степень развития индивидуальных способностей учителя, актуальных для педагогической деятельности.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ– это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)– это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся ( обучаемого и обучающегося), осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям – количеству обучаемых, месту обучения, продолжительности учебных занятий и т.д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГОВ – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов администрации, приглашенных специалистов, признанная решать те или иные задачи школы, членов объединения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ-  это форма учительского сообщества, наиболее давняя и традиционно существующая, организующая методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
КАФЕДРА – это профессиональное объединение педагогов, которое представляет собой творческие сообщества преподавателей одного или смежных предметов, которые кроме собственной педагогической ведут еще и научно-исследовательскую работу по своему профилю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. ( В.И. Зверева)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – составная часть единой системы непрерывного
образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА – это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.
 
                                                  ЛИТЕРАТУРА
1.    Загвязинский В.И. Теория обучения. Современные интерпретации. – М.; 2001
2.    Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.; 1999
3.    Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления. – М.; 2002
4.    Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.; 1998


         Краткий словарь  литературоведческих терминов

Автор (лат. создатель, сочинитель) — создатель литературного произведения. Применительно к конкретному литературному произведению используется понятие «образ автора» — это «проекция» автора на плоскость текста, его условный «представитель» в художественном мире произведения. Понятия «автор» и «образ автора» часто используются как синонимы.
Аллегория —- иносказание; в искусстве — развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Алогизм — 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический прием.
Алогичный, алогический — противоречащий логике, нелогичный.
Антитеза (греч. противоположное) — стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или словесных групп, напр.: «Великий человек на малые дела» (Даль); антитеза характерна для поэтической речи.
Апогей (греч. удаленный от Земли) — 1) астр. точка лунной орбиты или орбиты искусственного спутника Земли, наиболее удаленная от центра Земли; 2) высшая точка развития чего-л.; вершина, расцвет.
Буффонада — 1) актерская игра, построенная на использовании подчеркнуто комических, шутовских приемов; 2) шутовство, поясничанье.
Внутренний монолог — развернутое высказывание героя, обращенное к самому себе (монолог «про себя») и отражающее переживание, движение мысли, динамику внутренней жизни. Внутренний монолог в драматургическом произведении представляет собой «озвученную» внутреннюю речь оставшегося наедине с собой персонажа.
Герой литературный — действующее лицо в художественном произведении, обладающее определенностью характера, индивидуальным интеллектуальным и эмоциональным миром. Литературный герой наделен биографией (более или менее подробной), определенными портретными чертами и представлен в системе отношений с другими действующими лицами и миром в целом; он неотделим от того условного мира, в который помещен автором; он не может «жить» в художественном мире другого писателя.
Гипербола — стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, напр., «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).
Гротеск (фр. причудливый, затейливый) — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве,
театре, литературе. В основе гротеска гипербола; устойчивые черты гротескного образа — алогичность, подчеркнутая парадоксальность, демонстративная условность.
Драма (греч. действие) — 1) один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и обычно предназначенные для исполнения на сцене, а также отдельное произведение, относящееся к этому роду литературы; 2) в XVII— XX вв. — социально-бытовая пьеса, отличающаяся от комедии психологической глубиной конфликтов.
Диалог — 1) разговор между двумя или несколькими лицами; 2) уст. литературное произведение, написанное в форме беседы.
Жанр (фр. род, вид) — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения; напр., в живописи — портрет, пейзаж и др.; в музыке — симфония, кантата, песня и др.; в литературе — роман, поэма и др.
Завязка — элемент сюжета, событие, являющееся началом конфликта (см.) и отправной точкой в развитии действия.
Интрига — 1) происки, скрытые действия, обычно неблаговидные, для достижения чего-л.; 2) соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении.
Ипохондрик — человек, страдающий ипохондрией (см.).
Ипохондрия — болезненно-угнетенное состояние, болезненная мнительность.
Ирония (греч. притворство) — вид комического, который строится на контрасте видимого и скрытого смысла. Ирония изначально двусмысленна, в ней присутствуют прямой смысл и обратный, подразумеваемый, истинный.
Кириллица — одна из двух древних славянских азбук, легшая в основу русского алфавита.
Комедия — 1) в Др. Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; 2) драматическое произведение, характеры, положения и диалоги в котором вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей.
Композиция (лат. сочинение, составление) — в литературе и искусстве — конкретное построение, внутренняя структура произведения, подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.
Компромисс — соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.
Конфликт (лат. столкновение) — столкновение противоположных взглядов, интересов, противоречие, противоборство между действующими лицами литературного произведения. Конфликт является основой сюжета: события приводятся в движение благодаря конфликту, а основные элементы сюжета выделяются в зависимости от стадии развития конфликта.
Кульминация (лат. вершина) — в литературе и искусстве — ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-л.
Лейтмотив (нем. букв. ведущий мотив) — руководящая, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая; определяющий мотив деятельности, поведения и т. п.
Лирика (греч. музыкальный, напевный) — 1) один из трех основных родов словесного искусства (наряду с эпосом и драмой), как правило, использующий стихотворную форму; лирика является прямым выражением индивидуальных чувств и переживаний; 2) совокупность произведений этого рода.
    Лирические отступления — фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования. Таким образом, лирические отступления становятся развернутыми паузами в развитии действия, тормозя и перебивая повествование; однако, открыто вводя в него субъективную позицию автора, лирические отступления создают образ автора как живого собеседника, представляют читателю мир авторского идеала; размыкают мир повествования вовне за счет введения «не запланированных» сюжетом тем, но одновременно и углубляют его эмоциональную перспективу благодаря прямому присутствию автора в тексте.
Максимализм (лат. наибольшее) — чрезмерность, крайность в каких-л. требованиях, взглядах.
Масоны (фр. букв. вольные каменщики) — иначе франкмасоны — члены религиозно-этического общества, возникшего в XVIII в. в Англии, а затем распространившего сеть своих ячеек (лож) и в остальных странах Европы (в т. ч. в России); проповедь нравственного самоусовершенствования сопровождалась у масонов спец. обрядностью и таинственностью; масонские организации (ложи) существуют и поныне во Франции, США и др. странах.
Меркантильный (фр. торговец) — 1) торговый, коммерческий; 2) торгашеский, мелочно-расчетливый.
Метафора (греч. перенос) — вид тропа (см.): оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения, напр.: «На нити праздного веселья Низал он хитрою рукой Прозрачной лести ожерелья И четки мудрости златой» (Пушкин).
Метод (греч. путь исследования) — общая система принципов творческого преобразования, пересоздания действительности в художественном произведении, объединяющая писателей одного направления или течения.
Монолог — 1) речь действующего лица, гл. обр. в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; 2) речь наедине с самим собою.
Направление — совокупность духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества писателей определенной эпохи. Направление формируется на основе общности миропонимания, обусловливающей близость тематики, жанровых и стилевых особенностей произведений разных авторов.
Нигилизм (лат. ничто, ничего) — 1) полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм; 2) прогрессивное течение русской общественной мысли 60-х гг. XIX в., отрицательно относившееся к традициям, устоям дворянского общества, к крепостничеству.
Олицетворение — воплощение каких-н. черт, свойств (о живом существе), напр.: Плюшкин — олицетворение скупости; уподобление неживого живому; перенос человеческих черт на неодушевленные предметы и явления, напр.: «Сырое утро ежилось и дрыхло» (Б. Пастернак); «Оскорбительно намекая на тяжесть Виктории Артуровны, этот лифт часто бастовал» (В. Набоков).
Онегинская строфа — строфа из 14 стихов четырехстопного ямба с рифмовкой AbAb Ccdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы, строчными — мужские). Онегинская строфа была создана А. С. Пушкиным для романа «Евгений Онегин».
Оппонент (лат. возражающий) — 1) лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т. п.; официальный оппонент — лицо, заранее назначаемое для выступления при защите диссертации; 2) противник в споре.
Памфлет — небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.
Парадокс (греч. неожиданный, странный) — 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд
здравому смыслу; 2) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.
Парафраз (греч. описательный оборот, описание) — передача чего-л. своими словами, пересказ, близкий к тексту.
Пародия (греч. букв. пение наизнанку) — шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-л.
Пафос — (греч. чувство, страсть) — страстное воодушевление, подъем.
Пейзаж (фр. местность, страна) — 1) реальный вид какой-л. местности; 2) в искусстве — изображение природы, напр. картина, рисунок в живописи.
Пергамент — 1) писчий материал из телячьей кожи, распространенный до изобретения бумаги, а также рукопись на таком материале; 2) специально обработанная бумага, не пропускающая жиров и влаги.
Персонаж (лат. личность, лицо) — действующее лицо в художественном произведении. Термин синонимичен понятию герой литературный. На практике понятие «персонаж» чаще всего используют по отношению к второстепенным действующим лицам, существенно не влияющим на ход событий и характер конфликта.


Пессимизм (лат. наихудший) — мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое.
Повесть — эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развернутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей, развитие действия на более или менее значительном отрезке времени, позволяющем воссоздать психологический мир героя. Жанровое своеобразие повести определяется чаще всего на границах рассказа и романа: в повести больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше, чем в романе, развитие действия в повести сложнее, чем в рассказе, но действие в меньшей степени развернуто, чем в романе, и т. п.
Портрет — описание внешности персонажа в литературе (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться). Развернутый, психологически достоверный портрет персонажа — достижение литературы XIX века. Будучи одним из важнейших средств характеристики героя, портрет вместе с тем проявляет особенности индивидуального стиля писателя, характерные черты «литературной оптики» того или иного автора или целого направления.
Постулат — в математике, логике: исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств, аксиома.
Поэма (греч. создание) — большая (как правило, многочастная) стихотворная форма, лиро-эпический жанр.
Прототип — 1) действительное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа; 2) кто- или что-л., являющееся предшественником и образцом последующего.
Развитие действия — ход событий, определяемый разворачивающимся конфликтом. Развитие действия проявляет характеры персонажей через обнаружение мотивов поступков и причинно-следственных связей между ними.
Развязка — заключительный эпизод в развитии конфликта и действии литературного произведения. Развязка обозначает окончание действия, но далеко не всегда является разрешением конфликта (прежде всего в произведениях с устойчивым фоном конфликтности). Например, финал «Вишневого сада» А. Чехова — герои разъезжаются кто куда — отнюдь не снимает противоречий между персонажами, не отменяет их неспособность вписаться в окружающий мир и не устраняет дисгармонию этого мира. Место развязки традиционно — после кульминации, однако в соответствии с замыслом автора развязка может быть перенесена в начало произведения или в середину.
Рассказ — малый прозаический жанр, представляющий отдельный эпизод из жизни героя (или ограниченного круга персонажей); при детальном изображении центрального
события его предыстория опускается или подается фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» — в момент совершения поступка. Действие рассказа кратковременно, набор событий ограничен. Рассказ с динамично и парадоксально развивающейся интригой чаще называют новеллой (хотя жанровые границы между рассказом и новеллой проводятся недостаточно жестко и определенно). Рассказ, в отличие от новеллы, в большей степени допускает описательность, в развитии событий возможны паузы — в пользу более подробной характеристики героя и мотивов его поступков.
Рассказчик — персонаж в литературном произведении, которому «доверяется» повествование о других персонажах и событиях; ведет повествование от первого лица и представляет читателю свою (часто отличную от авторской), субъективную версию изображаемых событий.
Ритм — упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием; периодическое повторение элементов стиха через определенные промежутки.
Риторический вопрос (греч. оратор) — поэтический оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. В форме риторического вопроса фактически может даваться утверждение.
Рифма (греч. размеренное движение) — созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.
Род литературный — типы (формы) изображения в литературе человека и мира, выделяемые в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом (см. эпос, лирика, драма).
Роман (ст.-фр. повествование по-французски, а не по-латыни) — 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило, прозаического), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета; 2) любовные отношения, любовная связь.
Романтизм — 1) направление в европейском искусстве первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; типичные представители романтизма — Байрон и Кольридж в Англии, Гюго и Готье во Франции, Гофман, Гейне и Новалис в Германии; в России — Жуковский, ранний Пушкин, Одоевский; 2) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.
Роман-эпопея — масштабное эпическое произведение, сочетающее изображение объективно-исторических событий (чаще всего героического характера) и повседневной жизни частного человека. Историческая конкретика и осмысление универсальных закономерностей исторического процесса, массовые сцены, например реальные сражения, и индивидуальный мир вымышленного персонажа на разных правах представлены в романе-эпопее.
Сарказм (греч. букв. рву мясо) — язвительная, жестокая ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внешнего смысла и подтекста.
Сатира (лат. переполненное блюдо, мешанина) — 1) стихотворное произведение в античности и литературе классицизма, осмеивающее пороки, недостатки; 2) в литературе и искусстве — жестокое, бичующее, издевательское обличение людских пороков и недостатков общественной жизни, а также произведения, содержащие такое обличение.


Символ — 1) у древних греков — условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. п.; 2) предмет,  действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-л. идею.
Скальды — древнескандинавские поэты-певцы в дружинах викингов и конунгов.
Скептицизм (греч. рассматривающий, исследующий) — 1) философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности; 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-л., сомнение в возможности, правильности или истинности чего-л.
Сравнение — сближение двух явлений с целью пояснения одного с помощью другого. В любом сравнении присутствуют два компонента: объект сравнения (то, что сравнивается) и средство сравнения (то, с чем сравнивается объект).
Стиль (греч. стерженек, палочка для письма) — 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя.
Строфа (греч. кружение, оборот) — 1) соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (напр., четверостишие).
Сюжет — 1) последовательность, связь описания событий в произведении литературы; 2) в изобразительном искусстве — предмет изображения.
Течение — см. Направление.
Трагедия — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии и оканчивающееся чаще всего гибелью героя.
Транскрипция — в языкознании: совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.
Троп — слово или выражение, употребленное в переносном значении для достижения большей выразительности; примеры тропов: метафора, эпитет.
Фабула (лат. повествование, история) — сюжетная основа художественного произведения, предопределенная литературной традицией расстановка лиц и событий.
Фарисеи (фарисейство) — 1) представители религиозно-политической секты в Др. Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоев иудейского населения; ф. отличались фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия; 2) лицемеры, ханжи.
Элегия (греч. жалобный напев флейты) — 1) жанр медитативной лирики, описание печального, задумчивого или мечтательного настроения.
Эпиграф (греч. надпись) — 1) у древних греков — надпись на каком-л. предмете; запись; 2) фраза (часто цитата), помещаемая перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.
Эпилог (греч. после + слово, речь) ~ 1) в древнегреческой драме — заключительное обращение к зрителям, объясняющее намерение автора или характер постановки;
2) в литературе — заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные разъяснения замысла автора.
Эпитет (греч. букв. приложение) — разновидность тропа, образное определение, напр.: слепая любовь, туманная луна.
Эпос (греч. слово, рассказ, песня) — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой, основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ (см.).
Юмор — 1) добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях; 2) в искусстве — изображение чего-л. в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.





2 комментария:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Последние комментарии