Powered By Blogger

суббота, 13 июля 2013 г.

ПОРТРЕТ


ПОРТРЕТ. В литературном произведении — описание внеш­ности персонажа, играющее большую роль в его характерис­тике, одно из средств создания образа. Обычно П. иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору, С развитием мировой литературы П. все более приобретает смысл психологической характеристики персонажа. В античной литературе П. отражает качества, осо­бенно ценимые древними: подвижность («быстроногий»), гра­цию, красоту тела («тонколодыжная дева»), П. эпохи Воз­рождения стремится подчеркнуть внутреннее содержание че­ловека, его духовную жизнь
(П. отца Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет»).
 
Писатели-сентименталисты подчеркивают в П. безыскус­ственность и живость чувств героя, его доброту (в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» героиня уверена, что встре­тившийся ей молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо...»). У романтиков П.— яркий, рельеф­ный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением (например, красавица Эсмеральда в «Соборе Па­рижской богоматери» Гюго) или о контрасте между внеш­ним обликом и внутренней сущностью героя (в том же ро­мане уродство Квазимодо контрастирует с красотой просы­пающегося в нем чувства, а красота Феба — с его душевной пустотой). В литературе романтизма впервые появляется П., отражающий сложность отношений человека с миром:
Надменные мечтанья гордый рот,
Обуздывая, все лее выдает.
Усмешка дьявольская на устах
Внушает бешенство и тайный страх.
А если гневно изогнется бровь,
Беги, надежда, и прости, любовь!
Лишь складка губ иль бледность щек и лба
Покажут вдруг, что в нем идет борьба
Глубоких чувств...
(Байрон. Корсар.)
Психологический П. получает широкое распространение в реализме XIX века: П. Печорина у Лермонтова в «Герое нашего времени», Гобсека в одноименной повести Бальзака. В отличие от романтиков, у реалистов П. более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения; таким образом характеризуется не только «натура» героя, но и при­надлежность его к определенной социальной среде, сословная принадлежность (ср. П. Базарова и Павла Петровича в романе Тургенева «Отцы и дети»). Именно таким расширенным опи­санием создается типический П. Гоголь в лице Акакия Ака­киевича («Шинель») воспроизводит характерную внешность мелкого чиновника, говорящую о предельной приниженности, незначительности человека.
В реализме П. также может составлять контраст с характером персонажа: например, яркий человек показывается внеш­не обычным, скромным. Таков П. Чапаева у Фурманова: «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы... жидкие темно-русые волосы прилипли ко­сичками ко лбу; короткий нервный нос... пышные фельдфе­бельские усы». Подчеркивая заурядную внешность Чапаева, автор тем самым хочет сказать, что это герой из массы. Таким образом, в литературном произведении П. соответст­вует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей.
 

3 комментария:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Последние комментарии