ПОРТРЕТ. В литературном произведении — описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно П. иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору, С развитием мировой литературы П. все более приобретает смысл психологической характеристики персонажа. В античной литературе П. отражает качества, особенно ценимые древними: подвижность («быстроногий»), грацию, красоту тела («тонколодыжная дева»), П. эпохи Возрождения стремится подчеркнуть внутреннее содержание человека, его духовную жизнь
(П. отца Гамлета в трагедии Шекспира «Гамлет»).
Писатели-сентименталисты подчеркивают в П. безыскусственность и живость чувств героя, его доброту (в повести Н. Карамзина «Бедная Лиза» героиня уверена, что встретившийся ей молодой человек не может быть дурным: «У него такое доброе лицо...»). У романтиков П.— яркий, рельефный, как бы говорящий о контрасте между героем и его окружением (например, красавица Эсмеральда в «Соборе Парижской богоматери» Гюго) или о контрасте между внешним обликом и внутренней сущностью героя (в том же романе уродство Квазимодо контрастирует с красотой просыпающегося в нем чувства, а красота Феба — с его душевной пустотой). В литературе романтизма впервые появляется П., отражающий сложность отношений человека с миром:
Надменные мечтанья гордый рот,
Обуздывая, все лее выдает.
Усмешка дьявольская на устах
Внушает бешенство и тайный страх.
А если гневно изогнется бровь,
Беги, надежда, и прости, любовь!
Лишь складка губ иль бледность щек и лба
Покажут вдруг, что в нем идет борьба
Глубоких чувств...
(Байрон. Корсар.)
Психологический П. получает широкое распространение в реализме XIX века: П. Печорина у Лермонтова в «Герое нашего времени», Гобсека в одноименной повести Бальзака. В отличие от романтиков, у реалистов П. более подробный, включающий описание костюма, манеры поведения; таким образом характеризуется не только «натура» героя, но и принадлежность его к определенной социальной среде, сословная принадлежность (ср. П. Базарова и Павла Петровича в романе Тургенева «Отцы и дети»). Именно таким расширенным описанием создается типический П. Гоголь в лице Акакия Акакиевича («Шинель») воспроизводит характерную внешность мелкого чиновника, говорящую о предельной приниженности, незначительности человека.
В реализме П. также может составлять контраст с характером персонажа: например, яркий человек показывается внешне обычным, скромным. Таков П. Чапаева у Фурманова: «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы... жидкие темно-русые волосы прилипли косичками ко лбу; короткий нервный нос... пышные фельдфебельские усы». Подчеркивая заурядную внешность Чапаева, автор тем самым хочет сказать, что это герой из массы. Таким образом, в литературном произведении П. соответствует особенностям его содержания и формы, составляет одну из его художественных особенностей.
Спасибо, интересно.
ОтветитьУдалитьхороший материал для учащихся
ОтветитьУдалитьСпасибо!
ОтветитьУдалить