СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment — чувство, чувствительность) — направление (течение) в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Само по себе изображение переживаний героя не было новым в европейских литературах. Тем не менее произведения С. XVIII века («Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна в Англии, «Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо во Франции, «Страдания юного Вертера» Гете в Германии, «Бедная Лиза» Н. Карамзина в России) воспринимались современниками как художественные открытия.
Новое у сентименталистов состояло не просто в том, что они изображали чувство,— новым был взгляд на человека, которого они оценивали, исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие переживания. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности.
Существенно при этом, что С. выдвигал в качестве героя человека простого, незнатного. Слова Карамзина в «Бедной Лизе» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительную демократическую направленность С. Но другие писатели шли значительно дальше: они не приравнивали крестьянку к знатной даме, а, наоборот, утверждали, что именно простой человек, не развращенный аристократическими предрассудками и ближе стоящий к природе,— именно он и способен на большое чувство, и потому он и есть настоящий Человек и тем превосходит любого дворянина. В этом и состояла огромная притягательная сила романов, повестей и лирики С.— рядовой читатель был поражен близостью к себе литературного героя — ведь он и у себя обнаруживал дар чувствовать, способность ощущать величие и красоту природы.
Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику — это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.
Культ природы и чувства, характерный для писателей Со, мог, однако, иметь разный идейный смысл. С. Карамзина, например, отражал позиции просвещенного дворянина, лишь сочувствующего горестям простого человека, но далекого от мысли о каком-либо преодолении существующего неравенства между людьми. Иным был Руссо, убежденного противника всяких дворянских привилегий, поборника свободы и равенства, одного из тех идеологов третьего сословия, которые духовно подготовили Великую французскую революцию.
Оставаясь идейно-художественным направлением (течением) в рамках Просвещения, С. отдельными чертами подготовил романтизм (интерес к личности, эмоциональное восприятие природы). Вместе с тем С. иногда граничит с просветительским реализмом (Руссо, Радищев).
В России С. сыграл важную роль и в становлении литературного языка, в сближении его с разговорным. Н. Карамзин очищает язык от устаревших слов (архаизмов), разрабатывает более гибкую синтаксическую структуру.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.