УСЛОВНОСТЬ — существенная черта литературы (как, и искусства вообще), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности (при всей конкретности изображения). Правда, известны случаи, когда зрители, приняв происходящее на сцене за действительность, вмешивались в ход действия, а читатели запрашивали у писателей адреса их героев. Ко грамотный читатель понимает, что даже в очерке есть У. в отборе фактов, их композиции и т. п.
Хотя мы видим на сцене гибель героя и потрясены ею, мы в то же время сознаем, что после падения занавеса артист встанет и отправится ужинать. Однако, благодаря тому что мы видели этого героя, наши представления о жизни становятся полнее и глубже, его судьба воспринимается нами как пример жизни вообще людей такого рода, как этот герой, и в силу этого интереснадля нас уже не только сама по себе, а как обобщение более широкого характера. Захваченные действием на сцене, мы в то же время отдаем себе отчет в том, что в комнате, на которую мы смотрим из зрительного зала, нет четвертой стены и что интимный разговор между героями одновременно слышат еще несколько сот зрителей. Пушкин писал: «Какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале, разделенной на две части, из коих одна занята 2000-ми человек, будто бы невидимых для тех^ которые находятся на подмостках». С меньшей мерой наглядности, но эта же условность присуща и прозе, где рассказывается, например, о мыслях и чувствах человека, на самом деле им не высказанных в прямой речи и лирике, где то, о чем говорит поэт, на самом деле могло с ним и не происходить (Лермонтов не лежал с свинцом в груди в долине Дагестана), в живописи, где мы не можем сорвать свисающего с ветки яблока, и т. д. В этом смысле искусство условно воспроизводит жизнь, для того чтобы открыть нам дорогу для более глубокого ее понимания и ее оценки. Такого рода условность искусства называют первичной условностью.
Вторичной условностью называют такую, когда писатель обращается, изображая жизнь, к формам, отступающим от жизненного правдоподобия, к фантастике, гротеску (см.) и т. п. В «Страшной мести» Гоголя мы читаем о колдуне и летающей душе пани Катерины, в «Пиковой даме» Пушкина появляется призрак графини: здесь писатель сознательно нарушает законы жизненного правдоподобия, для того чтобы придать тем или иным сторонам жизни особенно острое и выпуклое значение.
В жанре, например, живописной карикатуры художник как бы искажает черты лица в портрете того, на которого обращена карикатура, но это позволяет ему подчеркнуть характерную черту или поступок персонажа, придать ему предельную характерность.
У. выражается в самых различных формах в зависимости от художественной задачи, которую ставит перед собой писатель, его стиля, метода, исторической обстановки и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.