Powered By Blogger

суббота, 4 сентября 2021 г.

Конспект урока "Жанр антиутопии в ХХ веке"

 

Сегодня мы…

· Выясним, что такое утопия и антиутопия.

· Поговорим об особенностях жанра антиутопии и о его популярности в наше время.

· Рассмотрим самые популярные зарубежные антиутопии ХХ века.

· Поговорим о русских антиутопиях ХХ века.

Писателей и философов с древних времён занимал вопрос: каким должно быть идеальное общество? Как его построить и как приблизить его к реальности? Можно ли воплотить в таком обществе идеальные отношения между людьми?

Попытки вообразить себе совершенное общество, лишённое конфликтов, были сделаны ещё Аристотелем и Платоном. Августин Блаженный в своём труде «О граде Божием» приходит к выводу, что такое общество возможно построить только на небесах.

А в 1516 году английский философ Томас Мор создаёт трактат «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Именно слово «утопия» станет общим для всего жанра произведений, в котором делаются попытки описать идеальный общественный строй и человеческие отношения.

Само по себе слово «утопия» непростое. Оно складывается из двух греческих слов и в основе него – языковая игра. «Утопия» в прямом переводе может обозначать как «несуществующая страна», так и «страна блаженства». И это достаточно хорошо отражает сущность страны, которую описывает в своём трактате Томас Мор.

В его Утопии во главе государства стоит мудрый и честный монарх, но при этом существует демократия, и все должности – выборные, все трудятся по шесть часов в сутки, деньги используются только для обмена с другими государствами, женщины и мужчины равноправны в обществе, а интеллигенция играет ведущую роль. 

 

Утопических произведений со времён Томаса Мора было создано немало. Одна из самых известных – утопия 17 века «Город Солнца», Томмазо Кампанеллы. Черты утопии мы можем проследить в «Путешествиях Гулливера» Джонатана Свифта, «Что делать?» Чернышевского.

Для чего создавались утопии? Чтобы читатель смог увидеть несовершенство существующего общественного порядка. Утопия – это к тому же размышление о том, как должен выглядеть мир будущего в идеале. И что нужно изменить в существующем мире, чтобы этот прекрасный мир будущего воплотился на самом деле.

Однако на деле очень часто утопии были оторваны от реальности. А картины, которые рисовались в них, местами становились далеко не идеальными, а даже страшноватыми.

Например, в обществе «Города Солнца» Кампанеллы никто не владеет частной собственностью, всё общее. Равенство доходит до того, что отсутствует даже семья. Детей сразу же после вскармливания передают в руки воспитателей.

В основе любой утопии лежит идеализация – либо определённого государственного порядка, либо человеческой натуры. Однако находить недостатки и доводить их до абсолюта гораздо легче, чем выстраивать перед читателем идеальную картину! Поэтому популярность жанра утопии не идёт ни в какое сравнение с той распространённостью, которую получил жанр антиутопии.

Уже из названия можно понять, что в антиутопическом произведении изображается государственный строй, общественный порядок и отношения между людьми, которые не просто далеки от совершенства, а выведены в крайне мрачных тонах. Антиутопия – это грозное предупреждение о том, каким общество может стать, если будет двигаться по определённому пути. Можно сказать, что антиутопия – это показ того, каким общество и люди никогда стать не должны.

Тоталитарные режимы и войны, расчеловечивание людей, уравниловка или культ бездумного потребления – авторы видели пугающие черты современного им общества, доводили их до абсолюта и пытались представить – каким может стать общество будущего, если люди не свернут с этой дорожки сейчас.

В антиутопиях можно часто увидеть элементы сатиры по отношению к современным для авторов реалиям. Иногда антиутопии имеют элемент притчи – иносказания, построенного на аллегории или на развёрнутой метафоре. А ещё в антиутопиях или в утопиях почти всегда есть элементы фантастики – связанные, как правило, с техническим прогрессом, ведь дело происходит в будущем.

Выделим основные черты, которые обычно встречаются в антиутопиях:

· Речь в антиутопических произведениях, как правило, идёт о тоталитарных режимах, где человек полностью подчинён государству.

· В обществе господствуют контроль личности, люди уравниваются между собой, человеческие качества теряются.

· Частно, хоть и не всегда, речь идёт о значительном техническом прогрессе.

· Для обозначения реалий антиутопии используются авторские неологизмы, часто присутствует характерный жаргон, новояз.

· Рядовые жители уже встроились в систему и не замечают её порочности, часто они считают, что живут в идеальном государстве.

· Главный герой так или иначе противостоит системе. Он может быть рядовым жителем, который внезапно посмотрел на систему со стороны. Или может быть человеком извне.

· Часто в романах-антиутопиях есть мотив сопротивления системе. Иногда даже происходят революции по свержению государственного строя.

· Очень часто в антиутопиях присутствует депрессивная концовка. Противостояние подполья и системы или же человека и системы заканчивается трагично.

Жанр антиутопии стал динамично развиваться уже в 19 веке. Однако настоящий расцвет жанра наступил в веке двадцатом. Слом империй, войны, борьба государственных идеологий, разрушение института семьи, контроль средств массовой информации над разумами людей – всё это встревожило и испугало авторов. И все эти тенденции были отражены в десятках, сотнях антиутопий.

Рассмотрим самые известные произведения в жанре антиутопии, которые считаются уже литературной классикой.

В тысяча 1932 году английский писатель Олдос Хаксли создал роман под названием «О дивный новый мир» (второй перевод – «Прекрасный новый мир»).

Действие развивается в Лондоне 26 века нашей эры. Культ потребления в обществе возведён в абсолют. Новым божеством становится Генри Форд. В обществе царствует сексуальная закрепощенность, семья разрушена. Людей выращивают в пробирках, и слова «отец» и «мать» – это грубые ругательства. Ещё на стадии эмбрионов людей распределяют по пяти кастам, и потом воспитывают в них восхищение своей кастой и презрение к чужим.

Всё, что вызывает сильные, возвышенные чувства, под запретом: любовь и искусство, религия и свободомыслие. Всё это заменяет наркотики и секс, огромная индустрия развлечений. Высшая цель жизни у людей – наслаждение, удовольствие. Люди, у которых развилась индивидуальность, осознание себя, к существованию в таком обществе непригодны.

Именно в такой мир попадает Дикарь – юноша, рождённый естественным путём и в духе старой морали. Дикарь не может ни приспособиться к этому миру, ни изменить его.

 Совсем иным мир тоталитарного государства предстаёт в романах британского писателя Джорджа Оруэлла. Оруэлл был ярым антисоветчиком и антисталинистом, он ненавидел СССР, и его произведения «Скотный двор» и «1984» направлены на показ ужасов тоталитаризма.

 Роман «1984» написан в 1947–1948 гг. Но из названия видно, когда происходят события в романе. Место действия – бывший Лондон. Мир разделён на три огромных постоянно воюющих государства – Океанию, Евразию и Остазию. И в каждом из них – свой подвид тоталитаризма. В Океании жители лишены прав и индивидуальности. Царствует культ Большого Брата (или Старшего Брата) и всеобщей слежки, есть даже полиция мыслей. Любовь считается мыслепреступлением, людям внушается отвращение к ней. Браки заключаются только для размножения.

Вся власть в руках членов Внутренней Партии. В отличие от простых членов Внешней партии, они получают большую зарплату и доступ к дефицитным продуктам.

Главный герой Уинстон Смит работает в Министерстве Правды и сомневается в политике партии. Однако эти сомнения и любовь к девушке заканчиваются для героя тем, что ему приходится пройти через пыточные застенки и моральную ломку.

Очень известной стала антиутопия американского фантаста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В романе Брэдбери это температура, нужная для возгорания бумаги. Потому что речь идёт об обществе, где главной опасностью становятся книги и читающие люди. Ведь тот, кто читает, способен на независимое, критическое мышление. А рядовые жители давно пребывают в тумане, порождённом бесконечными сериалами и бездумными ток-шоу.

Главный герой по профессии как раз пожарник – тот, кто сжигает книги. Однако по случайности он сам начинает читать и в конце концов вливается в ряды подполья, где книги заучивают наизусть.

В числе известных антиутопий можно назвать и «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Этот писатель из Англии издал свою антиутопию через год после книги Брэдбери – в 1954 г.

И здесь уже речь идёт не о государственном строе, а о несовершенстве человеческой природы. Группа детей из-за катастрофы оказывается на необитаемом острове. У них есть всё, чтобы выжить и дождаться помощи: они находят воду, охотятся, разводят костёр. И сначала они устраивают жизнь на островке разумно: жгут костры, распределяют пищу, разделяют труд.

Однако очень скоро дети устраивают своё подобие диктатуры. Выделяется жестокий лидер и его сторонники, которым нравится дикарский образ жизни. У них появляется что-то вроде культа Зверя – воплощения всех ужасов, которые может породить детская фантазия. Наконец, они начинают травить тех, кто к ним не присоединился. Двое мальчишек убиты.

И только когда на остров приходят взрослые – дети возвращаются к своему привычному состоянию.

Нельзя не упомянуть и известные русские антиутопии – они оказали значительное влияние на развитие жанра.

Роман Евгения Замятина «Мы» был создан в 1920 году и тоже посвящён ужасам тоталитарного государства. Джордж Оруэлл позаимствовал у Замятина немало идей.

В романе «Мы» у людей нет имён – они заменены цифрами и номерами, да и сами люди называются теперь «нумерами». Они носят одинаковую форму, бреют головы, все квартиры одинаковы, и в них стеклянные стены. День каждого «нумера» регламентирован по минутам, все блага выдаются по разовым талонам. Искусство служит только прославлению Единого Государства, а в обществе царствует культ рациональности и превосходства науки. Опасных вольнодумцев подвергают операции – лишения «центра фантазии».

Главный герой – Д-503 – выходит за рамки своего общества, потому что влюбляется в революционерку. И признается больным с опасным диагнозом: у него «образовалась душа».

Значимыми для жанра стали и антиутопии Андрея Платонова повесть «Котлован» и роман «Чевенгур», написанные в конце двадцатых годов. В повести-притче «Котлован» речь идёт о грандиозной нескончаемой стройке котлована под «общепролетарский дом». По радио передаются бесконечные директивы, рабочие разговаривают коммунистическими лозунгами, живут впроголодь. В повести отразились и процессы раскулачивания, и объединение в колхозы, и бездумная агитация.

Жанр антиутопии продолжает развиваться как в западной, так и в русской литературе. В современном обществе с годами не убавилось черт, которые тревожат писателей. И авторы антиутопий продолжают размышлять над проблемами современности, проецируя их на будущее.

Так, в романе «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса ведётся размышление о склонности людей к насилию. Допустимо ли не перевоспитывать преступников, а исправлять их, ломая их личность? Вот вопрос, которым задаётся автор.

В романе «Кысь» Татьяны Толстой поднимаются проблемы деградации. Лишённые книг и образования после ядерной войны, люди проваливаются в глубокую древность.

Антиутопии стали необычайно популярны в сериалах. И даже в подростковой литературе. 

 

В чём же секрет их распространённости? Может быть, ответ – в восклицании Евгения Замятина:

«Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...



Последние комментарии