Обо мне

Моя фотография

Преподаватель русского языка и литературы
Узбекистан

суббота, 25 января 2014 г.

Сложное предложение. Обобщение. Особенности состава и структуры сложных предложений.

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания.
Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки.
К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся следующие.
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.
Исправленный вариант: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь тогда, когда результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.Или: Новые методы организации производства получат широкое распространение лишь в том случае, если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно высокими.


2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ!
Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.

5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников  школы. 
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Последние комментарии