8 октября - 190 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), русского публициста, поэта, общественного деятеля.
Иван
Аксаков - один из виднейших теоретиков и практиков славянофильства.
Если А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, брат Аксакова (Константин)
заложили философскую и культурную основу славянофильства, то Иван
Аксаков может считаться создателем его политической теории.
Основополагающими принципами ее были единство "земли" - народа и
"государства" - Царя - при духовной власти Православной церкви. "Силу
мнения - народу, силу власти - Царю!", - подобную славянофильскую
формулу отстаивал Аксаков на протяжении всей своей жизни. Он был
редактором "Русской беседы" (1857-1859), издавал газеты "Дело" (1860),
"День" (1861-1856) и др. Ценным литературным документом являются письма
Аксакова к родным. Его поэзия – образец гражданской лирики. В поэме
"Бродяга" (1852) он отобразил трагическую судьбу крепостного
крестьянства. До сих пор полностью не издано его обширное
публицистическое, поэтическое, философское и эпистолярное наследие
Биография
АКСАКОВ, ИВАН СЕРГЕЕВИЧ (1823–1886), русский публицист,
редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын
С.Т.Аксакова, брат К.С.Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 в
с.Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губ. В
1826–1838 с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее
образование. После окончания петербургского Училища правоведения в
1842–1843 служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в
1847–1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана
мистерия Жизнь чиновника (1843; опубл. 1861 в Лондоне), восхваляющая
мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности
государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в
Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губ. до своего прошения об
отставке в феврале 1851).
В 1852 в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского
сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и
опубликовавший, среди прочего, некролог Н.В.Гоголя. В марте 1853
рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи
Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном
устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и
был подвергнут полицейскому надзору. В 1855–1856, во время Крымской
войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение
(дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в
Лондоне встречался с А.И.Герценом (который, позднее разойдясь с
Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше,
говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись...»), в
славянских странах выступил инициатором создания Славянских
благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал
управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858–1859,
после снятия запрета на редакторскую деятельность, – фактическим
редактором журнала А.И.Кошелева «Русская беседа».
С этого времени Аксаков – ведущий славянофильский публицист,
принявший тезис К.С.Аксакова о «нравственном равновесии» в Древней Руси и
призывавший к формированию в России «общества» – всесословной «среды»,
одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей
«ненародную» дворянскую интеллигенцию – придаток государственного
аппарата – и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был
издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День»
(1861–1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867–1868), «Русь» (1880–1886),
столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова
называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце
1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И.Ф. и
Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К.Т.Солдатенковым, которые
материально поддерживали его издания).
В 1857–1878 Аксаков – глава Московского славянского комитета (снят с
поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского
славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции
российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878, согласившихся на
раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по
мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны).
В 1870–1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями
панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником
Ф.М.Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в
1869 – один из инициаторов создания Московского купеческого общества
взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был членом
Общества любителей российской словесности; в 1872–1874 его
председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф.И.Тютчева, автор
биографического очерка Федор Иванович Тютчев (1874), где развил
полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии,
заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и
проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских
изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на
1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и
тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего
позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа
Зимняя дорога, Поэтическая вольность (1845) и неоконченной поэмы Бродяга
(1846–1850), оказавшей влияние на поэму Н.А.Некрасова Кому на Руси жить
хорошо.. Аксаков стремился следовать не только
общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых
славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с
рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от
нравственного начала». Умер Аксаков в Москве 27 января (8 февраля) 1886.
******
ВСЁ ДЛЯ УРОКОВ!
Сайты, посвящённые писателям
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.