ПРИТЧА. 1. Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру П. близка к басне (в XVIII веке иногда даже не делали различия между П. и басней). Однако смысл П. всегда более глубокий: она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному поводу. Нет в П. и традиционных условных персонажей баски (животных). С древних времен вплоть до XVIII века П. имела морально-религиозное содержание (библейская книга «Притчи Соломона», евангельские притчи).
В старой П. нет характеров; время, часто и место действия неконкретны, нет показа событий в развитии, так как П. не изображает, а сообщает, и в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель.
2. В XIX веке П. используется писателями с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения. П. Л. Н. Толстого, адресованная в основном детям (например, «Косточка»), призывает к доброте, трудолюбию. К П. обращается Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Легенда об атамане Кудеяре, на первый взгляд частная история, приобретает глубокий обобщающий смысл: возмездие тирану — это подвиг, искупающий любую вину. Через частное в П. выражается общее, через малое —г большое и значительное.
Особенность жанра П. в том, что повествование в ней движется как бы по кривой, поэтому П. иногда называют параболой. Автор начинает разговор с предмета, далекого от его действительного замысла, и к нему же возвращается в конце, удаляясь от того, что составляло главную цель его повествования (П. о Кудеяре, например, начинается и кончается рассуждениями странника о божьей милости к грешникам, тогда как подлинный смысл ее — призыв к борьбе с угнетателями — содержится в сообщении об убийстве помещика). Благодаря как бы непреднамеренной передаче волнующего факта содержание П. отличается особой яркостью и напряженностью (экспрессивностью).
В XX веке П. получила особое распространение в литературе. По принципу П. созданы не только небольшие рассказы (австрийского писателя Кафки, немецкого писателя Борхерта), но и пьесы (немецкого драматурга Брехта, французских — Жироду и Сартра) и романы (французского автора Камю «Чума»). Примером использования П. можно считать повесть Ч. Айтматова «Белый пароход» (сказка о Матери-оленихе — основа для размышлений о добре и зле).
В романе-П., в драме-П. можно найти и характеры, и развитие действия, однако и здесь главное не характеры и обстоятельства, а исключительная заостренность авторской мысли, к которой приковывается внимание читателя. Сюжет в этом случае важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над этим. Так, в драме Брехта «Жизнь Галилея» важно не исторически верное изображение Италии эпохи Возрождения, а размышление об ответственности науки за судьбы мира, предупреждение современному ученому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.