Powered By Blogger

вторник, 28 мая 2013 г.

«ПОТОК СОЗНАНИЯ»


«ПОТОК СОЗНАНИЯ» — своеобразная форма художественно­го повествования, состоящая в том, что повествователь стремится передать духовную жизнь своих персонажей во всей ее непосредственности, в непрерывной смене мгновенно сменяю­щих друг друга мыслей, чувств, впечатлений, воспоминаний и т. п. П. с. получил широкое распространение в литературе XX века, однако отдельные его элементы и важнейшие призна­ки можно обнаружить и в XIX- веке, в особенности в искусстве так называемого внутреннего монолога, *. е, речи героя наедине с самим собой. Один из ранних образцов такого монолога представлен в романе «Красное и черное» (1830) французского реалиста Ф. Стендаля,
Л. Толстой и Ф. Достоевский владели практически всеми формами изображения психики «изнутри» — внутренним мо­нологом, несобственно прямой речью и П. с. (в современном смысле этого понятия).
Примером П. с. у Достоевского может служить изображение душевного состояния Раскольникова сразу же после соверше­ния двойного убийства. Раскольников неожиданно впал в рассе­янность и «даже задумчивость»: «Минутами он как будто забы­вался или, лучше сказать, забывал о главном и прицеплялся к мелочам...» И автор тщательно фиксирует внимание читателя на ряде внешних деталей, чтобы наиболее выразительно пере­дать безмерный ужас Раскольникова перед содеянным: взгляд преступника выхватывает и ведро на кухне, «наполовину полное воды», и расколотое блюдечко, кусочек мыла, белье на веревке, протянутой через кухню, и т. д. И этот внешне бесстрастный перечень внешних деталей завершается фразой: «Мучительная, темная мысль поднималась в йем,— мысль, что он сумасшествует и что в эту минуту не в силах ни рас­судить, ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что он делает... «Боже мой! Надо бежать!» — пробормотал он и бросился в переднюю». Бессистемное пере­числение внешних деталей служит средством передачи бесконтрольности и сумятицы душевных движений в Расколь-никове в данные минуты, иначе говоря, его П. с.
В XX веке П. с. как одна из форм изображения сложной психики современного человека получает распространение не только в литературе, но и в кино, на телевидении. При этом в литературе и искусстве Запада П. с. играет неодинаковую роль. У писателей-реалистов (например, у немецкого классика XX века Томаса Майна или у американского — Эрнста Хемин­гуэя) П. с. помогает раскрытию реалистических образов. Но он применяется и в книгах писателей нереалистических направле­ний (течений). Так, у французского писателя XX века Марселя Пруста целая серия романов строится как поток воспоминаний, при  этом  главное для  писателя состоит  не  в  изображении реального мира и социальных конфликтов в нем, а в переда­че впечатлений, его личного (субъективного) восприятия окру­жающего мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Последние комментарии