Powered By Blogger

пятница, 15 марта 2013 г.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ


СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. sylla-Ьё — слог и tonos — ударение) — система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1785) и разработана М. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотвор­ства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют так назы­ваемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей и ямб (см.).
 
Расстановка в строке всех возможных ударений осуществи­ма лишь в том случае, когда строка состоит из коротких односложных, двусложных и трехсложных слов:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь...
(М. Ломоносов.   Вечернее размышление...)
Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудно­вато», потому что в языке очень много слов длинных и в полно­ударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому рас­становка ударений строго не соблюдается — они не должны попадать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно. В этом случае могут возникать два без­ударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием (см.).
Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей):
Мне мил мой стыд, он право мне даёт... (М. Лермонтов.)
Наконец, возможна и перестановка ударений. Впрочем, это встречается сравнительно редко.
В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы (Cww), амфибрахий — с ударением на среднем между безударными слоге (иби) и анапест — с ударением на последнем, третьем слоге стопы.
Последовательность таких групп ударных к безударных слогов (стоп — см.) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяжен­ность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от двух до шести стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — от двух до четырех. Многостопные строки имеют тенденцию распадаться на более короткие самостоятельные строки:
Что за скука, что за горе наше бедное житье...
(А. Пушкин.)
Эта восьмистопная строка хорея явно распадается на две че­тырехстопные.
Силлабо-тонический стих широко употребляется в современ­ной советской поэзии наряду с тоническим стихом, занимая по распространенности первое место (А. Твардовский, Я. Смеляков и мн. др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Последние комментарии