Powered By Blogger

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

СЛОВО


СЛОВО. 1. С.— единица речи. С. с помощью звуков выражает предмет мысли, делает возможным обмен мыслями между людьми, общение их в процессе труда, общественной жизни.
Совокупность всех С. языка образует словарный состав, или лексику (см.).
На заре человеческой истории С. было обозначением како­го-либо отдельно взятого, конкретного предмета или явления, его названием. Позднее, вместе с развитием человеческих спо­собностей, в процессе труда и обучения развивалась и речь человека. С. стало обозначать не только этот, конкретный предмет, но все сходные предметы или явления, объединенные каким-либо основным признаком. С. стало не только называть, но и обобщать. Например, стол, за которым каждый день обедают или готовят уроки, и стол вообще, как обозна­чение определенного вида мебели. В первом случае в С. «стол» оживает его конкретное значение, во втором случае — его обобщенное, абстрактное значение. В каждом С. соседствуют и уживаются, часто заменяя друг друга, оба эти значения и образуют богатство выразительных средств языка. В худо­жественном произведении С. попадают в контекст, в систему С, когда они уже не существуют сами по себе, как в словаре, а связаны друг с другом различными связями: грамматичес­кими, синтаксическими, смысловыми, стилистическими и др. Именно в художественном контексте и выявляется конкрет­ный смысл С., в зависимости от того, в какую систему смыс­ловых и других связей оно поставлено.
С. - материал художественного образа в произведениях сло­весного искусства (литературы). Писатель, стремясь к точно­му и яркому воспроизведению жизни, использует такие дра­гоценные качества С, как перенос значения, на котором ос­нованы все художественные тропы (см.) — эпитеты, сравне­ния, метафоры и др. Многозначность — одно из его качеств, которые дают возможность писателю точно, индивидуализи­рование воссоздать образы и картины действительности.
Очень многие С. русского языка прожили долгую жизнь, на протяжении которой меняли значение или вбирали в себя несколько значений, становясь названием соседних или схожих явлений жизни (см. слова-омонимы).
Вот, например, как проявляется в каждом конкретном случае оттенок значения многозначного С. «слава» в зависимости от художественного контекста.
В строках из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» С. «слава» звучит в своем главном высоком значении:
Бой идет святой и правый, Смертный бой, не ради славы, Ради жизни на Земле.
Что может быть важнее славы народной победы над врагом Родины?
Котик из рассказа А. Чехова «Ионыч» говорит о себе: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов». Здесь С. «сла­ва» употреблено в значении — известность, почет, по­всеместное  признание  таланта.
Другой пример: «С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер» (Л. Н. Толстой. Кавказский пленник). Здесь С. «сла­ва» использовано в значении близком, но все же несколько ином: мнение, репутация. А вот в повести Гоголя «Ши­нель» С. «слава» имеет значение — ложное впечатле­ние: «Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится».
Таким образом, значение С, его стилистическая окраска (см. Лексика) имеют огромное значение в словесном искусстве, определяя тот материал, из которого строится художественный образ.
2. Слово — жанр древнерусской литературы, например «Слово о полку Игореве».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...



Последние комментарии