ТЕКСТОЛОГИЯ (от лат, textus — ткань, связь и греч. logos — наука) — наука о тексте произведений литературы. Главная ее задача — критическая проверка и установление подлинного текста, без чего невозможно его дальнейшее исследование, толкование, публикация и т. п. Эта задача осуществляется посредством восстановления истории текста, сопоставления различных его источников (рукописей, корректур, авторизованных изданий).
Античные и средневековые тексты, сохранившиеся плохо или дошедшие до нас через посредство более поздних списков, труднее поддаются восстановлению, требуют тонко разработанного критического метода с применением гипотез и исправлений, вносимых по догадке текстолога, не опирающихся на бесспорные текстовые документы. Установленный таким образом текст во многих случаях остается гипотетическим. Здесь Т. отыскивает первоначальный текст (архетип),, но проявляет интерес и ко всем более поздним изменениям текста, в которых отразились общественно-исторические условия его бытования.
Особых приемов требует Т. произведений фольклора, где понятие «текст» оказывается сложным и зыбким: исполнение произведения народного творчества обычно представляет собой импровизацию, каждая из которых содержит равноправную редакцию (вариант) текста.
В литературах нового времени развилось авторское начало и возникло понятие литературной собственности, возможность размножать произведение и закреплять его текст средствами полиграфии» Наибольший интерес в этом случае представляет история создания текста автором, а не последующие его перемены в процессе бытования.
В случае, если текст переводный, своей историей обладает не только текст перевода, но и оригинальное иноязычное сочинение.
Все эти различия не нарушают единства Т. как науки. Посредством углубления в историю текста решаются все ее главные задачи: установление (исторически осмысленное и критическое прочтение) текста, изучение его источников, выяснение их генеалогии (происхождения) и соподчиненности. Это в свою очередь помогает понять историческую причину и логику имевших место переработок, изменений текста и отделить осмысленные перемены от случайных искажений.
Кроме указанных прямых источников текста, к изучению его истории широко привлекаются переписка современников, дневники, мемуары и другие исторические свидетельства творческой работы писателя.
Текстологическое исследование имеет широкое общее значение и выступает как часть литературоведческого метода, как способ исследования. Может участвовать в разрешении всех задач литературоведения, по отношению к которому Т. выступает как вспомогательная наука, но в свою очередь Т. опирается на библиографию, палеографию, источниковедение, архивоведение. Историки литературы постоянно обращаются к документам истории текста, чтобы получить представление о его исторических изменениях и полнее, правильнее его понять.
Т. включает в себя научное издание (эдицию) литературных произведений, которое составляет важнейшее прикладное применение Т. При этом возникает ряд частных проблем построения собрания сочинений: выбор редакции, отбор издаваемых произведений, их расположение, состав справочного аппарата (сопроводительные статьи, комментарии, указатели). Решение этих вопросов зависит от типа издания, определяемого его назначением. Различают издания научные и популярные. Высший тип научного — академическое издание (см.).
Популярные издания перепечатывают тексты, установленные научно, но не механически, а с изменением состава и расположения, приближением орфографии к современным нормам, упрощением справочного аппарата и приспособлением его к запросам и нуждам массового читателя.
Принципы каждого издания устанавливаются исходя из характера издаваемых произведений, назначения и типа издания. При этом не существует никаких шаблонных решений, вечно-действующих рецептов и правил. Тексты новой литературы публикуются обычно на основе последней авторской редакции. Но от этого правила могут быть отступления; текст может быть напечатан в более ранней редакции, если она точнее отражает историческую эпоху и требуется представить произведение в том облике, в каком оно воспринималось современниками, вызвало ту или иную реакцию и т. п. То же касается правила соблюдения воли автора. Под этим в Т. имеется в виду творческое волеизъявление писателя, установление которого и составляет задачу текстолога.
Однако исправления, вносимые в текст при его издании, опираются не на субъективные (вкусовые и т. п.) соображения текстолога, а на объективный научный анализ источников и самого авторского текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.