ФАНТАСТИКА — несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением. Несмотря на свою неправдоподобность, Ф. опирается на впечатления действительности, которые либо необычно комбинируются (крылья птицы с туловищем змеи — драконища), либо увеличиваются: «воображение разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет» (Ы. Г. Чернышевский).
При этом может появиться изображение прекрасного, зовущего к будущему, как в народных сказках, в утопиях итальянского ученого
и писателя XVII века Кампанеллы или английского гуманиста XVI века Томаса Мора, в романтических образах, символизирующих светлые стороны человеческой натуры: свободолюбие героев у Байрона и у Лермонтова, доброту - у А. Грина и в «Маленьком принце» у Сент-Экзюпери. А могут появиться произведения, где скопление ужасов подавляет читателя (религиозная и мистическая Ф., «Орля» Мопассана, «Семья вурдалаков» А. Толстого).
Особое место занимает Ф. в сатире, где она широко применяется. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их смешными («Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса и т. д.). Связь Ф. с идеалом, руководящим художником, особенно ярко проявляется в современной литературе. Буржуазная Ф. переполнена изображениями ужасов, даже технические достижения, созданные гением человеческого разума, при капитализме наводят на мысль о порабощении человека машиной и уничтожении человечества. В противоположность этому писатели социалистического реализма показывают, что техника может быть злой или доброй в зависимости от того, в какой социальной системе она создается, каким целям служат ее изобретатели («Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого). Советская Ф. проникнута оптимистической верой в силы человека, его разум и доброту (Л. Лагин «Старик Хоттабыч», В. Тендряков «Путешествие длиною в век»). Таким образом, Ф. не только опирается на впечатления от реальных явлений, но обусловлена идейными позициями автора. Поэтому Ф. играет громадную воспитательную роль. «Дети должны учиться не только считать, измерять, но и воображать»,— писал М. Горький.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.