Powered By Blogger

суббота, 23 февраля 2013 г.

ФАНТАСТИКА

ФАНТАСТИКА — несуществующее в действительности, соз­данное фантазией, воображением. Несмотря на свою неправдо­подобность, Ф. опирается на впечатления действительности, которые либо необычно комбинируются (крылья птицы с туло­вищем змеи — драконища), либо увеличиваются: «вообра­жение разнообразит и экстенсивно увеличивает предмет» (Ы. Г. Чернышевский).  
При этом может появиться изоб­ражение прекрасного, зовущего к будущему, как в народных сказках, в утопиях итальянского ученого  
и писателя XVII века Кампанеллы или английского гуманиста XVI века Томаса Мора, в романтических образах, символизирующих светлые стороны человеческой натуры: свободолюбие героев у Байро­на и у Лермонтова, доброту - у А. Грина и в «Маленьком принце» у Сент-Экзюпери. А могут появиться произведения, где скопление ужасов подавляет читателя (религиозная и мис­тическая Ф., «Орля» Мопассана, «Семья вурдалаков» А. Тол­стого).
Особое место занимает Ф. в сатире, где она широко при­меняется. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая не­ожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их смешными («Путе­шествия Гулливера» Свифта, «История одного города» М. Сал­тыкова-Щедрина, «Остров пингвинов» А. Франса и т. д.). Связь Ф. с идеалом, руководящим художником, особенно ярко проявляется в современной литературе. Буржуазная Ф. переполнена изображениями ужасов, даже технические дости­жения, созданные гением человеческого разума, при капита­лизме наводят на мысль о порабощении человека машиной и уничтожении человечества. В противоположность этому писатели социалистического реализма показывают, что техни­ка может быть злой или доброй в зависимости от того, в какой социальной системе она создается, каким целям служат ее изобретатели («Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого). Советская Ф. проникнута оптимистической верой в силы человека, его разум и доброту (Л. Лагин «Старик Хоттабыч», В. Тендряков «Путешествие длиною в век»). Таким образом, Ф. не только опирается на впечатления от реальных явлений, но обусловлена идейными позициями автора. Поэтому Ф. играет громадную воспитательную роль. «Дети должны учиться не только считать, измерять, но и воображать»,— писал М. Горький.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Последние комментарии