Обо мне

Моя фотография

Преподаватель русского языка и литературы
Узбекистан

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел   теории  литературы,   изучаю­щий организацию стихотворной речи.
Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, зву­ковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматурги­ческий и лирический), жанры и пр.
Часто термином «С.» обозначают особенности стихотворной речи поэта (С. Пушкина), национальные особенности его, зави­сящие от строя языка (русское С, французское С), истори­ческие его формы (русское С. XIX века).
В пределах одного языка могут встречаться различные виды стихотворной речи: русское народное С, силлабическое С, силлабо-тоническое С, тоническое С.— в зависимости от того, какие особенности языка кладутся в основу ритмической организации речи. Существует античное стихосложение, во­сточное (аруз, бармак), различают более частные виды С: вольный стих, белый стих, свободный стих и т. д. (см. соот­ветствующие статьи).
В самой общей форме можно сказать, что стихотворная ор­ганизация придает речи повышенную эмоциональную окрас­ку, особенную выразительность, благодаря чему в стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В отличие от обычного для речи разговорного стиля произ­ношения, убыстряющего темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк» вместо «человек» и т. п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняюще­го все звуки слова («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»), это опять-таки усиливает его вырази­тельность.
В последнее время распространились попытки применить к стиху математические методы изучения, поскольку многие его элементы повторяются (расположение ударных и безудар­ных слогов, рифма, звуковые повторы и пр.). Но при таком изу­чении не учитывается самая основа речи: слово. Эти наблюде­ния могут иметь только вспомогательное, частичное значение для изучения и понимания стиха в целом. Тем более ограничен­ное значение имеет изучение стиха при помощи ЭВМ (не говоря уже об опытах создания искусственных стихов), так как они (ЭВМ) не могут уловить всех особенностей звучащего слова: ни того, что его вызвало к жизни (ситуации), ни содержащейся в нем оценки явления, выражающейся в интонации, в мимике говорящего и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Последние комментарии