СТИХОСЛОЖЕНИЕ — раздел теории литературы, изучающий организацию стихотворной речи.
Основные его вопросы: метрика и ритмика, строфика, звуковая организация (звуковые повторы, рифма и пр.), виды стихотворной речи (стих повествовательный, драматургический и лирический), жанры и пр.
Часто термином «С.» обозначают особенности стихотворной речи поэта (С. Пушкина), национальные особенности его, зависящие от строя языка (русское С, французское С), исторические его формы (русское С. XIX века).
В пределах одного языка могут встречаться различные виды стихотворной речи: русское народное С, силлабическое С, силлабо-тоническое С, тоническое С.— в зависимости от того, какие особенности языка кладутся в основу ритмической организации речи. Существует античное стихосложение, восточное (аруз, бармак), различают более частные виды С: вольный стих, белый стих, свободный стих и т. д. (см. соответствующие статьи).
В самой общей форме можно сказать, что стихотворная организация придает речи повышенную эмоциональную окраску, особенную выразительность, благодаря чему в стихе самое его звучание воздействует на читателя или слушателя.
В отличие от обычного для речи разговорного стиля произношения, убыстряющего темп речи, пропускающего некоторые звуки («грит» вместо «говорит», «челаэк» вместо «человек» и т. п.), стих требует полного стиля произношения, сохраняющего все звуки слова («Но человека человек Послал к анчару властным взглядом»), это опять-таки усиливает его выразительность.
В последнее время распространились попытки применить к стиху математические методы изучения, поскольку многие его элементы повторяются (расположение ударных и безударных слогов, рифма, звуковые повторы и пр.). Но при таком изучении не учитывается самая основа речи: слово. Эти наблюдения могут иметь только вспомогательное, частичное значение для изучения и понимания стиха в целом. Тем более ограниченное значение имеет изучение стиха при помощи ЭВМ (не говоря уже об опытах создания искусственных стихов), так как они (ЭВМ) не могут уловить всех особенностей звучащего слова: ни того, что его вызвало к жизни (ситуации), ни содержащейся в нем оценки явления, выражающейся в интонации, в мимике говорящего и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.