Powered By Blogger

среда, 13 февраля 2013 г.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ


ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от  франц. expression — выражение) — одно из авангардистских течений (см.Авангардизм) в искус­стве и литературе 10-х годов
 
XX века. Э. утверждался, о чем свидетельствует первоначальный смысл слова, как «искусство выражения», противопоставившее себя реализму и некоторым формам нереалистического искусства конца XIX века (напри­мер, натурализму, импрессионизму — см.) стремлением пере­дать прежде всего личные ощущения художника, его духовный мир. 
 
При этом художественный образ в Э. обретал предель­ную эмоциональность и напряженность: у экспрессионистов все чувства (а речь шла именно о чувствах, поскольку основным предметом изображения были внутренние переживания) — боль, страдание, любовь, надежда, вера — выражегы в крайней степени. Это всегда крик боли, вопль отчаяния или безудерж­ный пафос воодушевления, рожденный верой в прекрасное бу­дущее. Сущность образного языка Э. прекрасно определил немецкий поэт И. Бехер, в юности переживший увлечение Э.: Напряженный, открытый в экстазе рот». Примером может служить стихотворение Бехера «Долой»:
Отребье всех племен — к чертям собачьим!
Отродье всех племен — к чертям собачьим!
Клинок стиха, рви глотки негодяям!
Наймитов, шелудивых псов к ответу!
Втоптать их в землю! В молниеатаках
Всклубить их пылью над кипящим полем брани!
(Пер. В. Л у г о в с к о г о.)
Осуждая империалистическую войну (1914—1918) и воспе­вая революционное обновление, буржуазная интеллигенция Запада, даже в лице ее лучших представителей, не могла избавиться от расплывчатых представлений о происходящих на ее глазах исторических событиях.
Нечеткость общественных идеалов у экспрессионистов свое­образно проявилась в художественном творчестве: они отказы­ваются от объективного изображения жизни, характеров, стре­мятся выразить сумятицу и хаос потрясенной социальными катастрофами действительности в отвлеченных, лишенных ин­дивидуальности образах. Поэтому абстрактность столь же ха­рактерная для Э. черта, как и страстность, субъективность. Не конкретные люди с теми или иными именами, а отвлечен­ные понятия выступают персонажами в произведениях экспрес­сионистов: Мужчина, Женщина, Мать, Человек, Народ, Масса. Тем самым экспрессионисты стремились передать масштаб­ность, острую динамику исторических событий.
Наибольшее распространение Э. получил в Германии, ох­ватив все важнейшие сферы искусства: живопись, театр, лите­ратуру, кино. Среди видных экспрессионистов — И. Бехер, Э. Толлер, Л. Франк. Наиболее последовательные среди этих бунтарей позднее связали свою судьбу с немецким пролетариа­том. Бехер стал крупнейшим поэтом социалистического реализ­ма

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Последние комментарии