В1923 г. к Шагалу через писателя Блеза Сандрара обращается с необычным предложением парижский меценат, арт-дилер и коллекционер Амбруаз Воллар.
Человек с большим именем в мире искусства и бизнеса, открывший миру Сезанна, поддержавший в своё время Гогена и Пикассо, Воллар также занимался книгоиздательством. Ему казалась перспективной мысль вместо профессиональных графиков задействовать для иллюстраций великих живописцев. Заказчик просит Шагала поработать над «Генералом Дуракиным» графини де Сегюр, французской писательницы русского происхождения, (урождённой Ростопчиной). Сама затея Шагала увлекает, но он чувствует в себе силы и желание заняться совсем другой книгой – великим произведением русской классической литературы. Воллар, всегда предпочитавший предоставить художнику свободу выбора, с радостью соглашается. И вот в последующие два года свою жизнь на французском языке обретает поэма в прозе под названием «Les Aventures de Tchitchikov ou les ames mortes» («Приключения Чичикова, или Мёртвые души»). В это время Шагал в смешанной технике офорта, сухой иглы и акватинты создаёт 96 гравюр с изображением гоголевских персонажей. Позднее в качестве заставок к отдельным главам к ним будут добавлены ещё 11.
Шагал работает над рисунками примерно в той же последовательности, в какой развивается действие книги. Изображения гротескны, автор не ставит на первое место задачу узнавания персонажей, даже лицо Чичикова в разных сценах меняется. В центре внимания художника, скорее, сам губернский город NN, в картинах жизни которого под его рукой можно узнать черты его родного провинциального Витебска.
Шагал работает над рисунками примерно в той же последовательности, в какой развивается действие книги. Изображения гротескны, автор не ставит на первое место задачу узнавания персонажей, даже лицо Чичикова в разных сценах меняется. В центре внимания художника, скорее, сам губернский город NN, в картинах жизни которого под его рукой можно узнать черты его родного провинциального Витебска.
Коробочка
Мадам Муано
госпожа Собакевич
Ноздрев
Петрушка
Прошка
Селифан
Собакевич
дядя Митяй и дядя Миняй
Чичиков прибывает в город N
Чичиков на таможне
Чичиков бреется
швейцар не позволяет Чичикову посетить губернатора
Встреча крестьян
Манилов и Чичиков на пороге
Манилов и Чичиков перед оформлением сделки.
Прощание Чичикова и Манилова
Спрашивая дорогу
Птичник Коробочки
Чичиков в постели
Утренний чай
Выезд от Коробочки (девка Пелагея указывает Селифану дорогу).
Ноздрев и Чичиков
Ямщик кормит лошадей
Откровения Ноздрева
На пути к Собакевичу
Дом Собакевича
Собакевич у кресла
Собакевич за столом
Переполненный стол
Чичиков и Собакевич после обеда
Чичиков по дороге к Плюшкину
Деревня Плюшкина
Плюшкин у ворот
Кабинет Плюшкина
Плюшкин и служанка Мавра
Плюшкин угощает Чичикова
Плюшкин со свечой.
Плюшкин собирает мусор.
банкет в доме начальника полиции
Триумф Чичикова
банкет переходит в драку
В присутственном месте
Селифан отрывает Петрушку от уборки
полулежащая на диване
Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу
Беспашпортный перед капитаном-исправником (рассуждения Чичикова).
Бурлацкая ватага на пристани (рассуждения Чичикова)
Судьба Григория Доезжая (рассуждения Чичикова)
Сапожник Максим Телятников за работой
Бал у губернатора
Дамы города N.
Жители города N. Слухи и сплетни
Копейкин и Наполеон
Чичиков спит на столе в канцелярии
Сны Чичикова
Рождение Чичикова.
отец Чичикова учит его
Отъезд Чичикова из города N
Похороны прокурора.
Залог
Маляры
Процессия
Ночной сторож под фонарем
Петрушка снимает с Чичикова сапоги
Чичиков и дочь повытчика в церкви
Петрушка с панталонами Чичикова и Селифан
Чичиков с флюсом.
В пути
В таверне с Ноздревым
Гоголь читает, а Шагал рисует
Маниловские хоромы
Селифан напился с лошадью
У Коробочки
У Плюшкина
Чичиков возвращается
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.